Статья № 1 Уважаемые родители!
На своих страничках я постараюсь рассказать о работе, которую родитель может проводить дома, занимаясь с ребенком.
Родители, беседующие с логопедом, часто слышат фразу: "Фонематический слух не развит или недостаточно развит".
Что это обозначает?
Фонема - это звук, минимальная смыслоразличительная единица языка.
"Звук - это одно, а буква - это другое. Такой, казалось бы безобидный закон, а сколько огорчений он вызывает у школьников. Написано"борода", а читать нужно "барада". Хочется написать "тилифон ни работаит", а изволь писать "телефон не работает", - писать, как никто не говорит. И вот возникают ошибки. А за ошибками разные неприятности." (По Л.Успенскому)
Фонематический слух включает в себя:
1) умение услышать звук и отличить его от других;
2) умение придумать слово на заданный звук или отобрать картинку;
3) умение назвать все звуки по порядку в слове или назвать слово из заданных звуков.
Например: какое слово я задумала? (м-а-к).
Статья № 2 Уважаемые мамы и папы! (подзабывшие теорию русского языка)
В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю), 21 согласная буква и еще две особенные буквы - это Ь и Ъ.
Теперь разберемся со звуками. Гласных звуков 6 ([а], [о], [э], [и], [ы], [у]), остальные являются согласными - их 36.
Согласные звуки, в свою очередь, делятся на твердые и мягкие, например: кон - конь. Мягкость согласного звука обозначается значком: [ ']. Стало быть, в слове кон [н] - твердый согласный звук, а в слове конь [н'] - мягкий. Запомните, звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твердые, звуки [й'], [ч'], [щ'] - всегда мягкие. Все остальные согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими.
Я учу детей различать согласные звуки не только по принципу их твердости/мягкости, но и по принципу звонкости/глухости (кладём на горлышко тыльную сторону руки, если горлышко дрожит, голосовые связки работают - звонкий, не дрожит - глухой).
6 гласных звуков в русском языке обозначаются 10 гласными буквами. Звук [а] обозначается буквой А после твёрдых согласных и буквой Я - после мягких; соответственно звук [о] обозначается буквами О и Ё; звук [у] - У и Ю; звук [э] - Э И Е. Два звука [й'а] , когда живут рядышком, обозначаются одной буквой - Я, соответственно [й'у] - буквой Ю, [й'э] - буквой Е, [й'о] - буквой Ё.
Из вышесказанного следует правило: гласные Я, Е, Ё, Ю могут обозначать один звук (я - [а], е - [э], ё - [о], ю - [у]) после согласных и два звука (я - [й'а], е - [й'э], ё - [й'о], ю - [й'у]) в начале слова, после гласной, а также после Ь и Ъ.
В заключение еще раз напомню вам условные обозначения звуков и схему их разбора (используйте цвет при самостоятельной работе). Итак:
• - гласный звук,
• - твердый согласный глухой звук,
• - мягкий согласный глухой звук,
о - твёрдый согласный звонкий звук,
о - мягкий согласный звонкий звук.
Соответственно, слова лес, пёс, бак, ёжик схематически будут выглядеть так:
o ••, •••, o••, •••••
Статья № 3 Если ребёнок не говорит...
Родители часто задают вопрос: "Моему ребёнку скоро 3 года, а он не говорит, произносит только нечленораздельные звуки вроде "бу-у-у" и два-три слова. Что нам делать?"
Это актуальный вопрос. Если у ребёнка к 3 годам прогресса в разговоре не наблюдается, то необходимо срочно обращаться к врачу. Боятся этого визита не надо. Чем раньше будут выявлены причины задержки речевого развития (ЗРР), тем благоприятнее окажется результат.
К кому обращаться? >>
Статья № 4 Заикание у ребенка: научите его дышать без страха.
Помогут дыхательная гимнастика, ласковое обращение, пение и спорт. Чаще всего малыши начинают заикаться в два-четыре годика. Причин тому несколько: сильный стресс, плохая наследственность. Даже тяжелый грипп или ангина могут вызвать сбой в дыхании. А это приводит к нарушению речи.
С чего начать? >>
Статья № 5 Сравнительная диагностика детей с диагнозами ОНР, обусловленное алалией и ОНР, обусловленное дизартрией.
Вашему ребёнку поставили диагноз ЗРР? Да, это серьёзная проблема, которая требует работы специалистов: невролога, логопеда, психолога. Однако, многие родители предпочитают "черпать" информацию в интернете или у своих подруг.
Я работаю учителем-логопедом более 20 лет, и в своей статье попытаюсь рассказать, насколько все дети разные. Ссылка на статью >>
Статья № 6 Советы родителям будущих первоклассников.
У некоторых детей дошкольного возраста отставание в речевом развитии может привести, в дальнейшем, к появлению специфических ошибок на уроках русского языка и литературного чтения.
Как этого избежать? Ссылка на статью: >>
Статья № 7 Вопросы к проверке знаний по развитию элементарных математических представлений (подготовительная к школе группа).
Логопед, обследуя детей в массовом ДОУ, часто рекомендует родителям детей не только занятия с логопедом, но и с дефектологом. Это происходит потому, что наряду с нарушениями речи, у некоторых детей имеются трудности в усвоении счётных операций.В статье описаны знания и умения по РЭМП, которые рекомендуется иметь детям к поступлению в массовую школу.
Что же надо знать? Ссылка на статью >>
Статья № 8 Различаем глаголы одеть и надеть.
К сожалению, довольно часто можно встретить неверное употребление однокоренных слов одеть и надеть.
Как же их различать?
Ссылка на статью >>
Статья № 9 Немного из истории звуков и букв.
В русском языке 6 гласных звуков, но 10 гласных букв; 36 согласных звуков, но 21 согласная буква. У родителей часто возникает вопрос, почему такое несоответствие.
Ссылка на статью >>
Статья № 10 Что такое "Стёртая форма дизартрии?"
Ссылка на статью >>
Статья № 11 Диагностика особенностей развития экспрессивной и импрессивной речи.
Ссылка на статью >>
Статья № 12 Как обучать ребенка 6 лет по "Логопедическому Букварю" Косиновой.
Ссылка на статью >>
Статья № 13 Планирование работы по профилактике дисграфии и дислексии.
Ссылка на статью >>
Статья № 14 Направления работы по профилактике нарушений письма.
Ссылка на статью >>
Статья № 15 Профилактика нарушений письма у детей с ТНР.
Ссылка на статью >>
Если у Вас возникли вопросы или предложения, заполните форму.
Ваше обращение будет рассмотрено в кратчайшие сроки. Результат обращения будет выслан на Вашу электронную почту.